СУДЕЙСКОЕ СООБЩЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОВЕТ СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 37 -П
19 апреля 2019 года г. Абакан Республики Хакасия
Совет судей Республики Хакасия, на основании письма Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 01 апреля 2019 года № СД-АП/653, заслушав информацию начальника Управления Судебного департамента в Республике Хакасия Бородича А.В. о целесообразности упразднения двухсоставных районных судов Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
на территории Республики Хакасия к малосоставным судам относятся Орджоникидзевский районный суд и Сорский районный суд, оба суда являются двухсоставными.
Анализ статистических данных деятельности указанных судов за 2017 -2018 года показал, что служебная нагрузка указанных судов не ниже республиканских показателей, чем в судах районного звена республики с большей составностью.
Подсудность Сорского районного суда распространяется на территорию муниципального образования (городского округа) г. Сорск в составе четырёх населённых пунктов, которые расположены на значительном расстоянии от г. Сорска.
В случае упразднения Сорского районного суда, вероятно, вопросы осуществления правосудия, относящиеся к его ведению, будут переданы в юрисдикцию Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия. Усть- Абаканский районный суд удалён от городского округа г. Сорск на расстояние около 100 км.
Подсудность Орджоникидзевского районного суда распространяется на территорию муниципального образования Орджоникидзевский район в составе девяти населённых пунктов.
В случае упразднения Орджоникидзевского районного суда, вероятно, вопросы осуществления правосудия, относящиеся к его ведению, будут переданы в юрисдикцию Ширинского районного суда Республики Хакасия. Ширинский районный суд удалён от административного центра Орджоникидзевского района п. Копьёво на расстояние около 80 км., а некоторые населённые пункты Орджоникидзевского района - на 175 км.
Данные факторы могут привести к ограничению конституционного права доступа к правосудию граждан, проживающих на территориях, которые значительно удалены от мест расположения Усть-Абаканского и Ширинского районных судов соответственно.
Кроме того, упразднение указанных малосоставных судов неизбежно приведёт к сокращению штатной численности. В случае проведения организационно-штатных мероприятий по сокращению штатной численности сокращению будут подлежать: должность председателя суда - 2 штатные единицы; должность помощника председателя суда - 2 штатные единицы; должность водителя автомобиля - 2 штатные единицы; должность администратора суда - 2 штатные единицы суда.
В случае упразднения Сорского и Орджоникидзевского районных судов и образования постоянного судебного присутствия в составе Усть- Абаканского и Ширинского районных судов с местом расположения в г. Сорске и п. Копьёво соответственно, остро будут стоять вопросы организационного обеспечения деятельности судебных присутствий.
В первую очередь, это приведёт к ухудшению материально- технического обеспечения, в том числе к сокращению автотранспорта, быстрому его износу. В условиях значительных расстояний от места расположения суда до места расположения судебного присутствия данные факторы негативно отразятся на деятельности судов в целом и повлекут дополнительные финансовые затраты на содержание и ремонт автотранспорта.
Наряду с этим, в связи с упразднением указанных судов будет сокращена численность администраторов районных судов. Так как администратор суда во взаимодействии с Управлением Судебного департамента в Республике Хакасия осуществляет организационное обеспечение деятельности суда и принимает меры по созданию оптимальных условий для его работы, то вследствие сокращения этой штатной единицы, вопросы организационного обеспечения деятельности судебного присутствия (обеспечение безопасности судебной деятельности, организация обеспечения мебелью, сейфами, металлическими шкафами и металлообнаружителями, бытовыми предметами и приборами, организация ремонта, эксплуатации, технического обслуживания здания), по сути, будут возлагаться на его работников. Это, безусловно, влечёт за собой дополнительную служебную нагрузку, выполнение работниками судебного присутствия несвойственных им функций и противоречит положениям их должностных регламентов.
Также в ходе анализа возможности упразднения двухсоставных Сорского и Орджоникидзевского районных судов была обобщена представленная городскими и районными судами Республики Хакасия информация о количестве уголовных дел, при рассмотрении которых обвиняемые заявляли ходатайства на рассмотрение дела судом в составе трех профессиональных судей (пункт 2 части 2 статьи 231 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации). Анализируемый период - 2017-2018 года и первый квартал 2019 года
Результаты обобщения свидетельствуют об отсутствии ходатайств обвиняемых о рассмотрении уголовных дел в порядке статьи 231 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание результаты обобщения, учитывается, что право обвиняемого на рассмотрение его уголовного дела коллегией из трёх профессиональных судей не используется не только в малосоставных судах, но и в целом по Республике Хакасия.
При наличии ходатайства о рассмотрении уголовного дела коллегией в составе трех профессиональных судей в малосоставных судах возможны внесения изменений в уголовно - процессуальное законодательство, которое бы урегулировало данный вопрос.
Учитывая вышеизложенное, а также мнение председателя Верховного Суда Республики Хакасия Носова В.Н. о нецелесообразности упразднения малосоставных судов Республики Хакасия, руководствуясь ст.ст. 13-21 Регламента совета судей Республики Хакасия, совет судей Республики Хакасия
ПОСТАНОВИЛ:
признать, что упразднение Сорского и Орджоникидзевского районных судов Республики Хакасия нецелесообразно, поскольку приведёт к ограничению прав граждан на доступ к правосудию, повлечёт дополнительные финансовые затраты и ухудшение материально-технического обеспечения районных судов республики в целом.
Председатель
совета судей Республики Хакасия В.Н. Нуртынов