МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ
Как правило, при возникновении спора одна из сторон направляет другой претензию. Если она не удовлетворяется в полном объеме, пострадавшая сторона обращается за защитой своего права в суд. В ряде случаев досудебный этап исключается.
Медиация призвана урегулировать конфликт в том случае, когда самостоятельно у сторон не получается найти обоюдовыгодное решение, но есть шанс решить вопрос, не дожидаясь судебного решения.
Понятие медиации
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон о медиации) определяет процедуру медиации как способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
Согласно ч. 2, 3 и 5 ст. 1 Закона о медиации с ее помощью могут быть урегулированы споры, вытекающие из гражданских, административных и иных публичных правоотношений, в т.ч. в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, семейных и трудовых правоотношений, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, за исключением коллективных трудовых споров, а также споров, затрагивающих интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
В соответствии со ст. 3 Закона о медиации альтернативная процедура урегулирования споров проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон.
Медиация принципиально отличается от судебного порядка рассмотрения споров.
Во-первых, третье лицо, участвующее в урегулировании конфликта, не выносит вердикт, а является посредником в процессе принятия решения сторонами спора.
Во-вторых, стороны самостоятельно устанавливают регламент процедуры.
В-третьих, срок проведения медиации, хоть и ограничен законодательством, но его продолжительность зависит от сторон спора.
Помимо этого, расходы, понесенные сторонами в процессе урегулирования спора путем медиации, по данному основанию не компенсируются. Данная позиция подтверждается п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (решение Октябрьского районного суда г. Саранска от 20.12.2016 по делу N 2-3501/2016).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона о медиации медиативное соглашение, в отличие от судебного решения, представляет собой сделку гражданско-правового характера. И нарушение ее условий сторонами может повлечь последствия, предусмотренные гражданским законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в т.ч. признание медиативного соглашения недействительным (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 N 13АП-6747/2021 по делу N А56-67268/2020), расторжение соглашения в судебном порядке (Апелляционное определение Московского городского суда от 04.04.2016 по делу N 33-11779).
Указанный документ, в отличие от судебного решения, не подлежат размещению в общем доступе.
Урегулирование спора путем процесса медиации, независимо от ее результатов, не умаляет прав сторон на обращение за судебной защитой (Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 N 16АП-4657/2020 по делу N А15-2343/2020).
Оформление медиации
Возможность урегулировать спор путем проведения процедуры медиации может быть:
- указана в первоначальном письменном обязательстве со ссылкой на заключаемое впоследствии соглашение о ее проведении;
- инициирована предложением одной из сторон.
Достижение сторонами согласия о применении альтернативной процедуры урегулирования споров подтверждается заключенным до или после возникновения спора в письменной форме соглашением, выраженным в т.ч. в виде медиативной оговорки (п. 5 ст. 2 Закона о медиации). При этом способ урегулирования спора должен быть указан определенно и не носить вероятностный характер (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2013 N 15АП-18729/2013).
Момент, с которого начинает применяться процедура медиации, определяется моментом заключения соглашения о проведении процедуры медиации (п. 6 ст. 2 Закона о медиации).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о медиации указанный документ должен содержать сведения:
- о предмете спора;
- о медиаторе, медиаторах или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
- о порядке проведения процедуры медиации или ссылку на правила, утвержденные организацией, обеспечивающей процедуру (ч. 2 ст. 11 Закона о медиации);
- об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;
- о сроках проведения процедуры медиации (не более 60 дней, если процедура проводится после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда; не более 180 дней в остальных случаях) (ст. 13 Закона о медиации).
В соответствии с п. 7 ст. 2 Закона о медиации результаты применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору оформляются заключенным в письменной форме медиативным соглашением, которое должно содержать сведения:
- о сторонах;
- о предмете спора;
- о проведенной процедуре медиации;
- о медиаторе;
- согласованные сторонами обязательства, условия и сроки их выполнения (ч. 1 ст. 12 Закона о медиации).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона о медиации, если процедура медиации проводилась после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиативное соглашение может быть утверждено соответствующим судом в качестве мирового соглашения (Определение Суда по интеллектуальным правам от 01.02.2023 по делу N СИП-883/2021).
В свою очередь медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, в случае его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного документа (ч. 5 ст. 12 Закона о медиации).
Медиаторы
Статья 15 Закона о медиации содержит требования, предъявляемые к медиатору, в частности:
- медиаторы могут осуществлять свою деятельность на профессиональной и непрофессиональной основе (при этом в обоих случаях она не будет являться предпринимательской);
- непрофессиональным медиатором может быть совершеннолетнее, дееспособное лицо, не имеющее судимости;
- профессиональным медиатором может быть лицо, достигшее 25 лет, имеющее высшее образование и получившее дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации (ч. 1 ст. 16 Закона о медиации). Также профессиональными медиаторами могут быть судьи, пребывающие в отставке. Списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе, ведутся советами судей субъектов РФ (ч. 1.1 ст. 16 Закона о медиации).
Если процедура медиации началась после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, медиатором в этом случае может выступать только лицо, осуществляющее данную деятельность на профессиональной основе (ч. 3 ст. 16 Закона о медиации).
Часть 5 ст. 15 Закона о медиации запрещает осуществлять посредническую деятельность при процедуре медиации лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Соглашением сторон или правилами, утвержденными организацией, обеспечивающей проведение процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору (ч. 7 ст. 15 Закона о медиации).
Согласно ст. 3 Закона о медиации медиатор должен быть беспристрастным и независимым.
Статья 9 Закона о медиации определяет, что в зависимости от достигнутого соглашения стороны самостоятельно выбирают одного или нескольких медиаторов либо направляют обращение в организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению процедуры медиации, чтобы она рекомендовала или назначила посредников для урегулирования спора.
Следует отличать статус медиаторов от статуса организации, обеспечивающей проведение соответствующей процедуры.
Первым отличием является то, что медиаторы являются посредниками в урегулировании спора (п. 3 ст. 2 Закона о медиации), а организации обеспечивают сам процесс (п. 4 ст. 2 Закона о медиации).
Вторым отличием является материальная составляющая вопроса. Так, организация осуществляет свою деятельность только на платной основе, медиаторы могут оказывать услуги безвозмездно (ч. 1 ст. 10 Закона о медиации).
Согласно ст. 11 Закона о медиации роль медиатора как посредника сводится к выяснению позиций сторон по вариантам урегулирования спора, содействию в достижении согласия сторон, а также при согласии сторон внесению предложений по урегулированию спора.
Если стороны не договорились об ином и действующее законодательство не обязывает лиц, принимавших участие в процедуре медиации, раскрыть информацию, медиатор согласно ч. 2, 3 ст. 5 Закона о медиации обязан соблюдать правила конфиденциальности в отношении информации:
- о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;
- мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;
- признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;
- готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.
Более того, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию (ст. 6 Закона о медиации).
Регулирование деятельности медиаторов
Как говорилось ранее, медиаторами являются физические лица, осуществляющие соответствующую деятельность на профессиональной или непрофессиональной основе. В обоих случаях такая деятельность не является предпринимательской и не требует регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Организация же, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, согласно п. 4 ст. 2 Закона о медиации, представляет собой юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, следовательно, должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Деятельность в области медиации не требует получения лицензии или иной разрешительной документации.
Саморегулирование в области медиации носит исключительно добровольный характер.
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона о медиации целями такого рода регулирования деятельности медиаторов являются разработка и установление стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.