История самоорганизации органов судейского сообщества .
Образование совета судей Республики Хакасия.
Юбилей – это время подведения итогов
и подготовки к новым делам,
осознания себя в минувшем
и определения своего места в будущем
В июне 2017 года свое 25-летие отмечает Совет судей Российской Федерации – один из важнейших органов судейского сообщества, с помощью которого осуществляется самоуправление и реализуется принцип независимости судей и судебной власти в нашей стране.
Не зря говорят: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Поэтому в преддверии юбилея хочется вспомнить с чего всё начиналось. Вернуться, так сказать, в «исходную точку».
В начале 90-х годов прекратил свое существование Советский Союз. Как многое в стране, судейский корпус в России испытывал большие трудности. Укомплектованность штатов судей в регионах находилась на очень низком уровне, нагрузка по рассмотрению гражданских, уголовных и административных дел неуклонно росла. Из-за отсутствия условий для работы судьи массово подавали заявления об увольнении. Все понимали – нужна судебная реформа.
Инициаторами процесса самоорганизации судейского сообщества стали председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М. и министр юстиции Российской Федерации Федоров Н.В. Вместе с инициативной группой, опираясь на закон от 04 августа 1989 года «О статусе судей в СССР», они инициировали в 1991 году созыв I Всероссийского съезда судей, делегатами которого стали судьи судов общей юрисдикции от всех субъектов Российской Федерации.
Республику Хакасию на первом съезде представляли Эрендженова Людмила Яковлевна – судья Верховного суда Республики Хакасия и Добрынин Анатолий Тимофеевич – председатель Абаканского городского суда Республики Хакасия.
Именно на этом съезде было принято решение о необходимости создания Совета представителей судей, как органа, функционирующего в период между съездами. Перед Советом были поставлены первоочередные задачи: укрепление созданного судейского сообщества, защита интересов судей, представительство их интересов в других органах государственной власти, целенаправленная работа Совета судей по проведению судебной реформы.
I Всероссийский съезд принял решение провести в каждом субъекте Российской Федерации региональные конференции судей, на которых избрать по одному судье в члены Совета судей РФ. Такие конференции были проведены, и Всероссийский Совет судей сформирован.
В состав первого Всероссийского Совета вошла Эрендженова Людмила Яковлевна, судья Верховного Суда Республики Хакасия. Ее вклад в создание и становление органов судейского сообщества трудно переоценить.
Первым Советом была проведена работа по подготовке концептуальных положений проекта закона «О статусе судей в Российской Федерации». Президиум Совета судей провел необходимые доработки, и через Пленум Верховного Суда России проект закона был внесен на рассмотрение Верховного Совета РСФСР. 26 июня 1992 года он был принят.
В законе впервые был введен термин «судейское сообщество», очерчен круг полномочий органов судейского сообщества, законодательно закреплены порядок их образования. Статья 18 предусматривала создание Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также создание квалификационных коллегий судей в субъектах РФ.
В июне 1993 года состоялся II Всероссийский съезд судей. В его работе приняли участие судьи арбитражных и военных судов. Что свидетельствовало об укреплении и объединении судейского сообщества.
Съезд утвердил «Положение об органах судейского сообщества», которое регламентировало порядок их образования, структуру, руководящие органы, периодичность заседаний. Также на съезде были обсуждены и приняты концептуальные положения Кодекса чести судьи в Российской Федерации, определены правила поведения судей в профессиональной деятельности и внеслужебной обстановке.
Совет судей России разработал и направил в субъекты Российской Федерации типовые положения о советах судей. После чего в регионах прошли выборные конференции и начали образовываться советы судей на местах.
В Республике Хакасия совет судей был избран в 1993 году, его первый состав возглавила судья Верховного Суда Республики Хакасия Эрендженова Людмила Яковлевна. Обладая организаторскими способностями и имея опыт работы в Совете судей РФ, Людмила Яковлевна смогла организовать работу совета таким образом, что он стал не просто общественной организацией, решающей внутренние корпоративные вопросы, а неформальным центром, где аккумулировались идеи и определялись направления осуществления судебной реформы в Республике Хакасия.
В марте 1994 года в Москве прошел III Всероссийский съезд судей, итогом работы которого стало постановление «О концепции судебной системы Российской Федерации», где был изложен взгляд самих судей на будущее устройство судебной системы Российской Федерации.
В частности отмечалось, что должен быть издан закон, закрепляющий единство судебной системы, несмотря на наличие внутри нее трех ветвей, обеспечивающих осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, так как действуют они на основе единых конституционных принципов правосудия и судейского статуса.
Лишь совокупная и слаженная деятельность указанных судов в рамках объединяющей их судебной системы Российской Федерации гарантирует защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также юридических лиц.
Длительное непринятие парламентом основополагающего для всех судов закона «О судебной системе Российской Федерации» явилось причиной созыва в период с 03 по 05 декабря 1996 года чрезвычайного IV Всероссийского съезда судей. Съезд еще раз акцентировал внимание на проблемах, тормозящих процесс реформирования судебной системы. Кроме того, была дана оценка состояния кадрового, финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов. Намечены перспективы развития судебной системы.
Усилия судей и органов судейского сообщества, дали свои положительные результаты. 31 декабря 1996 года Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят в концепции, которую отстаивали Совет судей и Верховный суд Российской Федерации.
Несмотря на сопротивление прохождению в палатах Федерального Собрания законопроектов, касающихся реализации судебной реформы, были приняты Федеральные законы «О судебном департамента при Верховном суде Российской Федерации» и «О финансировании судов Российской Федерации», существенно расширившие полномочия Совета судей по контролю за бюджетными средствами.
Председатель Верховного Суда РФ Лебедев В.М, вспоминая сложный путь становления и самоорганизации судейского сообщества в своем докладе, посвященном 20-летию образования Совета судей, сказал: «Позиция Совета судей всегда имела большое значение. Предложения судейского сообщества были услышаны, и в основном законе закреплены базовые принципы правосудия. Судейское сообщество просило закрепить как гарант независимости и стабильности его деятельности гарантии финансирования судов. Все эти положения нашли отражение в Конституции. Совет судей сыграл важнейшую роль в критической ситуации, когда была угроза прекращения правосудия в нашей стране: судебная система не финансировалась, гражданам был закрыт путь к правосудию. Совет судей выразил недоверие Министру юстиции и поддержал инициативу Верховного Суда РФ о создании Судебного департамента. Мнений много, но власть обратила внимание именно на наше. Это была конституционная, гражданская позиция».
Закон «Об органах судейского сообщества в РФ», принятый в 2002 году, поставил перед Советом судей новые масштабные задачи: разрешение вопросов финансирования судебной системы, кадрового обеспечения, проблем судебной практики и совершенствования судопроизводства, обеспечение социальной защиты судей, а также дальнейшее развитие института мировой юстиции.
За прошедшие годы работы все они становились предметом обсуждения и принятия Советом судей важнейших решений, определивших пути реализации судебной реформы и развития судебной системы России.
Время не стоит на месте, оно ставит новые цели на пути реализации судебной реформы. Совет судей продолжает отстаивать интересы судейского сообщества, ведет активную работу по изучению, обобщению и распространению опыта работы судебных органов, содействует кадровому укреплению судов. Делает все возможное для повышения качества судебной системы и совершенствования механизма защиты прав и законных интересов граждан.