22 февраля 2000 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон «О мировых судьях Республики Хакасия», который определил основные положения работы мировой юстиции в нашем регионе.
Год спустя – 23 марта 2001 года – вступил в силу Закон «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Хакасия», после чего было проведено назначение первых мировых судей, в числе которых был наш собеседник - Ячменев Юрий Александрович, замещающий сегодня должность председателя Ширинского районного суда Республики Хакасия.
- Юрий Александрович, восемнадцать с лишним лет назад Вы начали свой путь служения Правосудию с должности мирового судьи впервые образованного в Ширинском районе судебного участка. Расскажите, какие чувства Вы испытали, приступив к этой работе?
- Вспоминаются сразу несколько моментов. Наличие чувства азарта – оттого, что приходилось заниматься новым делом, быть, каким-то образом, первопроходцем в районе. Чувство ответственности, поскольку было очевидно, насколько сложна эта деятельность и, в свою очередь, какое важное значение она имеет для граждан и общества. И, как производное от этих чувств, - гордость от того, что это все доверено именно мне.
- Какие проблемы Вам пришлось решать в первую очередь?
- Первым делом были найдены кандидатуры на должность секретаря судебного участка и секретаря судебного заседания, это две умные и ответственные девушки, имеющие большое желание работать, но которые не работали до этого ни дня в сфере юриспруденции. Учились мы, можно сказать, непосредственно в ходе работы.
Были найдены помещения – два кабинета в здании районной администрации, давно не видевшие ремонта и расположенные в разных концах этажа.
По личной договоренности был организован грузовик, на котором я привез со склада Управления Судебного департамента в Республике Хакасия несколько списанных письменных столов. Стулья, правда, мне дали в своем управлении новые. Также дали печатную машинку, обои и краску для пола. Это была пятница. За выходные дни мы с секретарями наклеили обои, покрасили пол, расставили мебель и с понедельника начали осуществлять свою деятельность.
Через несколько месяцев дали компьютер, еще через несколько – принтер к нему. Все это было далеко не новое, бывшее в употреблении.
Честно говоря, хотелось работать, конечно, в таких же рабочих условиях, как были, например, в районных судах. Но также мы понимали, что материальное обеспечение происходит за счет не такого уж богатого регионального бюджета, что идет период становления и что Управлением по обеспечению деятельности мировых судей и так принимаются все возможные меры по укомплектованию судебных участков.
Приходилось, кстати, вести определенную работу с истцами, настоятельно предлагая прикладывать к подаваемым искам папку – скоросшиватель, несколько конвертов и стопку писчей бумаги. Причем, люди в подавляющем большинстве относились к этому с пониманием.
- У Вас были сложности, непосредственно связанные с осуществлением правосудия?
- Нагрузка была очень большая. В производстве мировых судей было гораздо больше гражданских дел. В частности, даже из-за того, что порог суммы иска оставлял тогда также пятьдесят тысяч рублей, однако, с учетом величины инфляции за все эти годы, суммы получались значительные. Практически все дела, возникающие из трудовых правоотношений, рассматривались мировыми судьями. Также относились к их подсудности дела, связанные с наследственными правоотношениями (соответственно цене иска), и некоторые другие, позже отнесенные к подсудности районных судов. Кроме того, в начале нулевых годов еще были актуальны споры, связанные, в частности, с невыплатой опекунских и иных пособий, заработной платы, получением паев дольщиками сельскохозяйственных предприятий.
- Что помогало Вам в таких сложных условиях достойно справляться со своими обязанностями и сохранять позитивный рабочий настрой?
- Достаточно большая помощь, буквально во всем, оказывалась со стороны Ширинского районного суда, особенно хочу отметить при этом председателя суда А.П.Немежикова и администратора В.А.Кореня.
Вспоминается очень доброжелательное отношение к нам судей Верховного Суда Республики Хакасия, вплоть до председателя суда Н.Ф. Душкова, его заместителей М.Д. Баютовой и Ю.С. Ултургашева, что позволяло нам обращаться за соответствующими правовыми консультациями, и отказов в этом никогда не было.
И, разумеется, невозможно переоценить вклад в становление и развитие мировой юстиции в Республике Хакасия руководителя Управления по обеспечению деятельности мировых судей в Республике Хакасия О.Д. Деревского. Олег Дмитриевич вникал во все детали организации нашей деятельности, был внимателен к нашим просьбам, прилагал максимум усилий в решении наших проблем, делился своей безразмерной энергией, заражал нас энтузиазмом и оптимизмом, сплачивал нас между собой.
- Какие-то курьезные случаи в работе из тех времен можете вспомнить?
- Ну, разве что достаточно регулярные обращения на первых порах с жалобами на решения и действия судей районного суда, поскольку некоторые граждане были действительно уверены, что суд с наименованием – мировой, должен быть однозначно главнее и выше суда районного.
- Что можете пожелать ныне работающим мировым судьям Республики Хакасия?
Возвращаясь к началу нашего интервью – желаю не терять им, работая, чувства азарта, ответственности, гордости. Также желаю каждому отслужить достойно в системе правосудия, в том числе и в вышестоящих инстанциях, до своей почетной отставки, но не забывать при этом, что наша деятельность оценивается не только показателями статистики, а в первую очередь – отношением граждан, наших земляков.